Monday 21 October 2019

no buy year или год без покупок

В последние дни я стала часто сталкиваться с идеей no buy year challenge или марафон год без покупок. Сначала меня очень удивил такое челлендж - разве так можно совсем отказаться от покупок? Как так жить? Но чем дольше я думала над этой идеей и чем больше я читала об опыте других блоггеров, тем больше прониклась. Оказывается, что совсем не обязательно полностью отказаться от приобретения товаров, главное, не покупать то, что у тебя есть или без чего можно с легкостью обойтись. Для многих людей, это даже не является вызовом, для них это просто стиль жизни. Но увы, лично мне свойственны импульсивные покупки, которые я совершаю, зачастую необдуманно под влиянием вдохновения, которое так и не находит своей реализации в реальной жизни. Или просто купить что-то для поднятия настроения, а потом этим не пользоваться.


Мотивы и жизненные ориентиры

Я не являюсь поклонницей минимализма, для меня важнее рациональность. Я не ставлю для себя цель тотальной экономии на всем, но я хочу, чтобы мои расходы не были напрасными: если купила - используй! Я не поклонница "магическо уборки", но я уверна, что после того, как я сведу количество покупок к небходимому минимум и израсходую то, что есть - порядок будет наводить проще, а дом, освободившись от информционно-предметного мусора, будет выглядеть чище и просторней. Я не буду отказываться от необходимых вещей и усложнять себе жизнь. Моя цель сделать жизнь удобней и отказаться от лишнего, ненужного, отнимающего место, внимание и время. Я не планирую перестраивать жизнь в русло "0 отходов/zero waste", но уверена, что данный эксперимент - это маленький шаг к осознанному потреблению и уменьшению количества выбрасываемого мусора. Я никоим образом не собираюсь никого агитировать поступать точно также - я это делаю исключительно для себя. Но если вы меня поддержите, захотите поучаствовать в подобном эксперименте или  поделитесь своим  опытом - мне будет очень приятно.



Марафон или маленькие шаги

Если честно, то мне очень трудно подписаться сразу на годовой марафон. Хочу начать маленьким шагами. Например, полмесяца без покупок. Эксперимент начала еще до того, как написала о нем в блоге, так что одну неделю я успешно ничего не покупала осталась еще  немного продержаться. Если все пройдет удачно и втянусь в эксперимент, то перейду на следующий месяц. Обязательно буду отчитываться за каждый период. Пока еще не определилась с удобным для меня форматом: возможно буду вести что-то типа дневника или фото отчета в стиле IN and OUT.

Правила и цели

Главный критерий для предстоящего эксперимента - не тащить в дом лишнего, не дублировать то, что есть и не покупать аналогичные или взаимозаменяемые вещи. Обозначу проблемные области, где у меня очень много куплено впрок.

Лак для ногтей - НЕТ категорический запрет к покупке новых лаков. В период лакоманьячества было накупленно очень много флакончиков с разными оттенками. Тоже можно распространить вообще на все продукты по уходу за ногтями, за исключением жидкости для снятия лака - ее можно покупать по мере того, как опустеют флаконы.
Декоративная косметика - НЕТ, у меня ее достаточно. Исключение, если что-то закончится или выбросится. Например, тушь для ресниц и карандаши для глаз я часто выбрасываю из-за того, что через пару месяцев использования у меня начинается от них раздражение.
Уходовая косметика - НЕТ, у меня ее достаточно. Только если закончиться последняя бутылочка или баночка.
Средства гигиены - НЕТ, очень много шампуней, гелей для душа, скрабов, баттеров и пр. Но быстро расходуются пена и соль для ванн, а также женские гигиенические средства - их буду приобретать по мере исчезания запасов.
Витамины и био добавки - буду покупать по мере необходимости. Напримр, витамины с хромом, а также комплексы для ногтей и волос у меня куплены в огромном количестве разных производителей. Их запасов хватит на год. Они под запретом, пока не закончиться последняя коробка. А вот витамины с железом закончились на прошлой неделе и мне пора покупать новые.
Средства для волос - это очень проблемная область. У меня долгое время были длинные волосы, поэтому у меня куплено очень много средств для расчёсывания волос - они всегда были в ходу. Но буквально две недели назад я обрезала волосы по плечи и возможно мне теперь потребуются средства для укладки и фиксации прически. Теперь покупка спреев для расчесывания под запретом - их много, а расход небольшой. В остальном, я пока привыкаю к новой стрижке и решаю, что мне понадобиться, а что нет.
Парфюмерия - в последние года я весьма бесконтрольно совершала покупки в этой области. Покупка очередного флакончика работала, как антидепрессант. Теперь количество парфюмерии у меня дома можно измерять литрами. Категорическое НЕТ - покупкам. Но оставлю для себя возможность принимать парфюмерные подарки к праздникам, возможности обмена флаконов с подругами и пр.
Одежда - пока есть, что носить, не покупаю. У меня очень много одежды. Но главная проблема в том, что вся она разного размера. За годы жизни в Великобритании я набрала 25 килограмм (климат, стрессы, гормоны, операция и пр.). Разумеется, практически ничего из одежды не выбрасывалось, под девизом "сейчас я похудею и буду носить"... Но не худелось, а одежда все покупалась. В последние полгода я очень серьезно за себя взялась и скинула 5 кг. Теперь мне нужно перебрать одежду и подобрать для себя то, что мне снова стало подходить. И выбросить большую одежду. Если я похудею еще на 5 кг, то у меня будет очень большой выбор одежды. Если не сброшу - то мне нужна будет новая пара джинсов - придется купить. И еще нужна будет пара новых футболок для занятия спортом.
Бижутерия - мне надо разобрать то, что у меня есть, выбросить то, что не ношу и понять, что у меня с ней происходит. После этого принимать решение. НЕТ пока не разберусь что у меня и как. Исключение, браслет Pandora - я его еще не собрала полностью, поэтому разумному приобретению шармов - зеленый свет.
Обувь - кажеться у меня все есть. Покупка нового будет совершаться по мере изнашивания имеющегося.
Посуда - планирую выбросить старую сковородку и купить новую. Больше ничего не нужно.
Цветы для дома - больше не покупаю, ухаживаю за имеющими и размножаю их.
Книги - покупать буду только учебники, которые требуются для обучения. Для остального использую бесплатные источники: библиотеки, раздачи, буккроссинг/даром и пр.
Хобби (вышивка, вязание, раскраски, канцелярия, свечи и пр.) - нет. Всего этого очень много. Исключение, если для учебы понадобятся новые тетради. Но у меня хороший запас имеющихся, так что это маловероятно.

Не попадает под ограничение

Продукты питания и лекарства не попадают под ограничение. Но я буду стараться покупать меньше, но чаще, чтобы всегда были свежие и меньше выбрасывалось просроченное.
Траты на "жизнь" и ее качество - налоги и сборы, коммунальные платежи, ипотека, кредиты, транспорт, ремонт, лицензии и абонементы, необходимые приложения (а еще мне нужен чехол для телефона - чехла для него у меня нет ни одного, а он от этого сильно царапается).
Обучение - все необходимые траты связанные с образованием: учебники, студенческие сборы, платные курсы. Если потребуется, тетради и канцелярские принадлежности - но этого у меня в большом избытке, поэтому покупать буду только в случае действительной необходимости.
Кафе и ресторанчики - можно. Все-таки посидеть и попить кофе в кафе мне сильно поднимает настроение. Не могу и не хочу от этого отказываться. Но в тоже время я буду стараться избегать вредной и калорийной еды.
Автомобиль и аксессуары - планирую покупать автомобиль. Вместе с ним необходимо приобрести еще кучу дорогостоящих аксессуаров. Это необходимость. Также расходы связанные с автомобилем: лицензия, страхование, налоги и сборы.
Путешествия - ДА поездкам, НЕТ сувенирам. Исключение, если сувениры можно употребить в пищу.
Бесплатности - всякие подарки, чье получение не требует покупки (например, не покупать журнали из-за пробника внутри, но при этом если в магазине дают пробник бесплатно, то почему бы и не взять), буккроссинг и пр. 

No comments:

Post a Comment